Логотип ZooAtlas.ru Атлас собак ZooAtlas.ru Атлас кошек ZooAtlas.ru Атлас обитателей аквариума ZooAtlas.ru Атлас птиц ZooAtlas.ru Атлас экзотических животных ZooAtlas.ru






«В спектакле «Клоуны и кошки» будет задействовано несколько десятков кошек!»

«В спектакле «Клоуны и кошки» будет задействовано несколько десятков кошек!»



10.02.2010

Уникальный Театр кошек Куклачева был создан в 1990 году Юрием Куклачевым. Сегодня в театре работают два самостоятельных коллектива — Юрия Куклачева и Дмитрия Куклачева. За эти годы в театре родились спектакли, полюбившиеся не только российским зрителям, но и зрителям Японии, США, Канады и других стран — «Похитители кошек», «Принц Щелкунчик и Крысиный король», «Кошки-клоуны и любовь», «Мои любимые кошки», «Школа доброты» и другие. Накануне юбилея, который Театр будет отмечать в начале весны, Дмитрий Куклачев рассказал корреспонденту ЗооАтласа о хвостатых артистах театра и творческих планах.

— Скоро Театр кошек Куклачева отметит 20-летний юбилей. Как менялся театр за эти годы? Какие важные вехи в его жизни Вы бы выделили?

— Одним из наиболее значимых событий, вообще, стало именно создание Театра. Все дело в том, что от идеи до ее реализации прошло примерно 20 лет! Мой отец, Юрий Куклачев, долгое время выступал в цирке, но все время грезил мечтой о создании собственного Театра и своих спектаклей, но не так быстро эту задумку удалось воплотить в жизнь.

Еще один важный этап, прежде всего для меня, — это создание собственной труппы и собственных спектаклей. Это произошло 8 лет назад. С тех пор я стал независим в своих выступлениях, что, конечно, очень важно для творческого человека: иметь возможность писать собственные сценарии, самостоятельно ставить номера и делать спектакли именно так, как их вижу я.

А еще все это время представления в Театре становились все более разнообразными и, как я это называю, «синтетическими». В спектаклях есть и элементы цирка, трюков с животными, и акробатика, и профессиональная клоунская игра, и пантомимы. Такое смешение жанров очень модно на Западе, а к нам стало приходить лишь недавно. И наш Театр все время двигался по этому пути.

— В театре выступали сотни (если не тысячи) кошек. Есть те, которые Вам особенно запомнились, уникальные?

— Ну не стоит так говорить. Важно понимать, что Театр — это не «текучка кадров», попасть к нам в артисты сложно. А вот если уж кошка стала артистом, она выступает до глубокой старости, работает в течение нескольких лет. Однако, конечно, кошки уходят намного быстрее, чем люди, поэтому несколько сот артистов, пожалуй, было.

Мне очень запомнился кот Панкрат. Это один из моих первых артистов, с которым мы вместе постигали основы кошачьего мастерства. Не только я учил его трюкам, но и он меня учил взаимопониманию с кошкой. При этом он был очень умным и талантливым. Он ушел из жизни несколько лет назад, но я до сих пор его хорошо помню.

Еще был прекрасный талантливый котик Яник. Он выступал до последнего, последний раз он был на сцене за 2 недели до своей смерти. После того, как это случилось, мне пришлось вычеркнуть из спектакля целый блок, и очень долгое время я не мог найти ему подходящую замену. Примерно такая же история была с котом Митей (тоже Дима, как и я). Это был шикарный красавец породы русская голубая. Есть несколько номеров, которые мог исполнять только он.

— Как хвостатые артисты попадают на сцену театра?

— Все кошки у нас проходят очень строгий отбор. Во-первых, имеется в виду медицинская сторона дела. Мы тщательно обследуем животных, т. к. если к нам попадет больная кошка, она может заразить всех артистов. Во-вторых, мы смотрим на профессиональные способности животного и темперамент: насколько кошка сговорчива, не вспыльчива ли она, не боится ли людей. Так из 15–20 животных на сцену выходят только 1–2. Но при этом не стоит думать, что все кошки учатся выступать с малолетства. Некоторым было и по 5–6 лет, когда они попали в Театр, но у них был талант!

— Сколько сейчас в труппе кошек?

— Сейчас у нас в Театре 98 артистов.

— Какими качествами должно обладать животное, чтобы стать звездой сцены театра Куклачева?

— Кошка должна быть неагрессивна, лояльна к человеку, не замкнута, не бояться публики.

— Как Вы тренируете кошек?

— Самое главное — не заставлять кошку работать! Она может делать что-либо только по собственному желанию, заставить кошку в принципе нельзя. В общем то, все трюки рождаются из естественного поведения кошек, на основе того, что им нравится делать. Я просто приучаю их делать привычные для них вещи по определенной команде и, возможно, с необычными для кошки предметами, но все совершаемые действия свойственны натуралистической природе данной кошки.

— Как быстро кошки учатся?

— Все учатся по-разному. Возможно, не так сложно научить кошку отдельному трюку, намного сложнее скоординировать действия нескольких артистов и сделать так, чтобы они работали в команде. Могу Вам честно признаться, что на постановку одного спектакля уходит 2–3 года.

— Есть ли какие-то секреты того, как уговорить кошку сделать именно так, как Вам надо?

— Наше общение строится на взаимопонимании, мысленной связи друг с другом. Кошку можно уговорить только лаской, она должна чувствовать, что ее любят, заботятся о ней. Можно вежливо попросить о чем то, и кошка может сделать то, о чем Вы просите, только благодаря имеющимся «хорошим отношениям». Но заставить никак нельзя!

— Вы много лет на сцене. Помните свое первое выступление?

— Да, конечно. Тогда мне было 12 лет. И папа был на гастролях в Одессе со своей труппой. Как раз незадолго до этого я научился жонглировать. Я сидел «на подсадке», папа вызывал из зрительного зала несколько ребят, в том числе и меня. Он учил всех жонглировать, но ни у кого хорошо не получалось. У меня сначала якобы тоже не получалось. Но в итоге я оставался «в финале», постепенно у меня «начинало получаться» и я учился жонглировать прямо на сцене! Надо сказать, что не все зрители понимали, в чем дело, очень удивлялись, хлопали и потихоньку журили своих «бесталанных» детей.

— Вы играете в театре, ставите спектакли, снимаетесь в фильмах, ведете колонку в газете и делаете авторские программы на радио. Когда Вы все успеваете?

— Для творческого человека делать много всего и сразу — это потребность. Очень хочется попробовать себя в разных ролях, разных «ипостасях». Как говорится, лучше жалеть о том, что сделано, чем укорять себя за то, от чего ты отказался.


 Дмитрий Юрьевич, Вы много гастролируете. Как принимают артистов иностранные зрители? Какие выступления запомнились больше всего, или какая страна?

— Нас везде принимают очень хорошо! Меняется только степень восторга и позитива, но я не помню ни одних гастролей, где бы нас приняли плохо или где бы зрители остались недовольны.

Больше всего мне запомнилась Япония. Там присутствует иное отношение к кошке, она является для японцев особым, практически священным животным. Поэтому когда японцы видят представление. Они просто не понимают, как можно было достичь такого уровня взаимопонимания с кошкой и как кошка может настолько «плясать под человеческую дудку»! Поэтому в Японии из зрительного зала раздаются такие вопли восторга, что мои животные даже боялись сначала, несмотря на то, что они привыкли почти ко всему.

— Есть подобные театры за границей?

— Нет. И не было, и думаю, не будет.

— Как сегодня распределены роли в театре: чем занимается Юрий Дмитриевич, а какую работу выполняете Вы?

— На сегодняшний день у каждого из нас самостоятельные спектакли. Он показывает свои программы, я — свои. При этом часто бывает так, что кто-то один на гастролях, а кто-то не дает скучать московской публике. На мой взгляд, это очень разумно и правильно.

— Какие у Вас дальнейшие творческие планы? Появятся ли новые спектакли в ближайшее время?

— Да, в мае мы собираемся организовать официальную премьеру спектакля «Клоуны и кошки» с украинским клоунским ансамблем «Мимиричи». Это будет очень яркий спектакль, прямо на сцене будет уничтожено 57 килограммов бумаги! В представлении будет задействовано несколько десятков кошек! Больше пока рассказать не могу, но будет здорово!

А в августе хочу провести в Театре своего рода фестиваль клоунов. Будут выступать несколько лучших клоунских коллективов, в том числе будет и наш спектакль с «Мимиричи».

— Если бы Вы поймали золотую рыбку, что бы Вы у нее попросили?

— Наверно, мне так повезло в жизни. Но у меня все есть: прекрасная семья, любимая работа, друзья и взаимопонимание. Поэтому если б я поймал золотую рыбку, я бы попросил у нее мира за Земле и побольше доброты. Своими представлениями я пытаюсь нести доброту в общество, наверно, это моя главная цель. Мы с отцом учим людей взаимопониманию с животными и друг другом, учим их быть добрыми. Если у нас будет мир и доброта, каждый человек будет жить хорошо и не чувствовать себя несчастным.

ZooAtlas.ru
Дизайн: antonsobolev.com

Rambler's Top100

ЗооАтлас — добрые новости, статьи о животных и птицах, атласы пород собак и кошек, виды аквариумных рыбок, грызунов, экзотических домашних зверей.
При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на ZooAtlas.ru обязательна.
© 2008—2024 ZooAtlas.ru
Написать редактору ZooAtlas.ru